Глава агрофабрики «Натурово» о яблочном соке, доставке продуктов на дом и конкуренции

30.12.2015
Два года назад в Калининграде открылась агрофабрика «Натурово», которая за это время стала основным переработчиком сельхозпродукции в регионе. Предприятие поставляет на рынок овощи, фрукты, изготавливает натуральные соусы, варенье и с недавнего времени ― яблочный сок.
Генеральный директор агрофабрики Александр Иванов рассказал в интервью корреспонденту Калининград.Ru, как формируется цена на продукцию, насколько часто и на какую сумму заказывают овощи и фрукты с доставкой на дом, как планируется расширить ассортимент соков и что поменялось в работе компании после введения санкций.

О сотрудничестве с местными аграриями и санкциях


― Александр Анатольевич, расскажите, как вообще возникла идея создать агрофабрику «Натурово»?


― В сентябре нашей группе организаций исполнилось 20 лет, то есть 20 лет назад мы начали свою деятельность. Первые годы она была очень простой: выезжай в Польшу, закупай товар, привози в Калининград и продавай. Это была обычная перепродажа сельхозпродукции.

Спустя какой-то период времени я понял, что этот бизнес скоротечен и что он закончится, потому что местные товаропроизводители становятся всё сильнее. И где-то лет 15 назад я и мои партнёры начали очень плотно сотрудничать с калининградскими аграриями. Речь шла уже не только об обычной перекупке, перепродаже продукции. Мы участвовали в каких-то совместных проектах, даже были первыми, кто на калининградском рынке начал выращивать лук в промышленных масштабах. То есть мы начали немножко пробовать себя в сотрудничестве с местными товаропроизводителями. Создали кооператив, который назывался «Овощи Калининграда», потом создали такую марку и всё время старались что-то делать.

На этом поприще лет 10-12 назад мы первый раз начали солить огурцы и квасить капусту, даже пробовали делать мочёное яблоко. И мы обратили внимание, что у нас это получается не хуже, а во многих моментах — даже и лучше, чем у многих других участников рынка. И тогда, года три назад, я принял решение, что мы выделим это вообще в отдельный сектор. Мы очень глубоко изучили европейский рынок переработки овощной продукции, посмотрели на опыт американских фермеров и их производство, побывали на огромном количестве выставок, хозяйств и 30 сентября 2013 года создали предприятие. Мы взяли отдельное здание, переделали его снизу доверху и открыли агрофабрику «Натурово». Мы даже придумали бренд — не сами, а подключили специалистов.


― С какими местными производителями вы сейчас сотрудничаете и какую продукцию привозите?


― В конце декабря прошлого года мы решили создать Калининградскую региональную ассоциацию сельхозпроизводителей. В неё вошли почти все фермерские хозяйства, с которыми мы очень плотно работаем. Это пул из почти двух десятков хозяйств, на долю которых приходится большая часть производимой в Калининградской области сельхозпродукции.

Это обычный ассортимент: свёкла, морковь, лук, картофель, капуста. По всем этим наименованиям (в меньшей степени ― по луку, поскольку его производство ещё только развивается) мы сотрудничаем с местными производителями, в основном это как раз члены ассоциации. Но мы открыты для любых других хозяйств и предпринимателей. Работаем со всеми.

А что касается ввозимой продукции ― если из того спектра товаров, которые мы поставляем, чего-то нет в Калининграде, мы ввозим. И ввозимую продукцию тоже стараемся не перекупать, а приобретать напрямую у производителей.

Мы являемся поставщиками практически на всех сегментах калининградского продовольственного рынка ― это муниципальные учреждения, войска, детские сады, школы, интернаты, все торговые сети Калининграда и очень много небольших магазинов.


― А сейчас огурцы, например, вы наши используете или завозите?


― Сейчас пока сезон, наших огурцов хватает. Но если на рынке их недостаточно, то они ввозятся из разных стран, не входящих в запрещённый список.


― Как санкции отразились на работе предприятия?


― Да очень просто: пришлось поменять географию поставок. Если до этого мы выбирали поставщиков исключительно исходя из соотношения цены и качества, то сейчас пришлось вычеркнуть все страны, которые попали в запрещённый к ввозу список. И география просто изменилась.


― Ну а с учётом того, что она изменилась, увеличились затраты на приобретение продукции?


― В большинстве ― изменились. Я уже неоднократно говорил про это. Те логистические пути, которые были выстроены, были на тот момент оптимальными. Поскольку оптимальные пути были перекрыты, то любые вновь созданные ― чуть другие: либо длиннее, либо дороже.


― Пришлось отказаться от какой-то продукции из-за того, что стало слишком дорого привозить её?


― Да, ассортимент чуть подсократился. Но пути продолжаем искать, и всё, что требует калининградский потребитель, мы начинаем ввозить.


― От какой продукции всё-таки отказались?


― Это больше касается экзотических фруктов.

О напитках из калининградских фруктов и ягод


― Вопрос по поводу сока. Почему вообще решили сейчас производить яблочный сок и насколько это прибыльно?


― В 2012 году правительство области приняло решение направить максимум усилий на обеспечение продовольственной безопасности региона, и посадка промышленных садов была одним из этих направлений. Действия правительства имели результат — на сегодня посажено около трёхсот гектаров, насколько я знаю. Появились сады, появилось сырьё, его кто-то должен будет реализовывать, перерабатывать.

И у нас, поскольку мы агрофабрика, возникла идея стать первыми из тех, кто будет производить сок. Мы решили запустить проект даже раньше, чем эти сады начали плодоносить. Поэтому в конце августа анонсировали открытие линии по производству соков и получаем сейчас очень большое количество положительных откликов. Я думаю, что заслугой здесь является только то, что мы ничего к матушке-природе не добавляем. Мы просто берём яблоко и отжимаем его.


― Вы скупаете яблоки у садоводов, да?


― У садоводов, у частников, даже у людей, которые просто организуют сбор из дикорастущих, заброшенных садов на территории Калининградской области.

 

― А это они вам предлагают яблоки или вы как-то находите этих людей?


― На этапе подготовки к запуску проекта мы провели большую работу, дали большое количество объявлений. В основном, конечно, мы ищем. Но часть людей просто получает информацию из прессы, из интернет-ресурсов, звонят, предлагают свои услуги. Мы никому не отказываем, сейчас идёт скупка.

 

― Яблоки, которые вы реализуете просто как фрукты, ― местные или вы их привозите?


― Яблоко, которое реализуется просто как фрукт, ― чаще всего привозится.


― Откуда?


― В зависимости от сезона. В основном ― Македония и Сербия. Сербия, наверное, даже больше. Но и белорусское яблоко тоже вот-вот на подходе. Калининградское яблоко ― я думаю, что это будущее. Может быть, следующий год, может быть, ― через два года.


― А как образуется цена на ваш сок, можете рассказать?


― Да реально очень просто. Покупная цена яблока, отход, затраты на производство и упаковка. Мы начали продавать натуральный сок в трёхлитровой упаковке за сто рублей, я анонсировал эту цену во время открытия фабрики. В этих деньгах не было ни заработка, ни амортизации ― ничего. Мы поставили себе задачу, чтобы максимальное количество людей в Калининградской области попробовали сок, оценили его по достоинству, а потом придёт время ― начнём зарабатывать. Но мы поторговали так порядка месяца, может, чуть меньше, и потом чуть изменили цену.


― Но спрос увеличился с момента начала реализации сока?


― Понятно, что спрос при продаже по сто рублей, то есть практически по себестоимости, был чуть выше. Но мы очень рассчитываем, что полезные и вкусовые качества сока всё-таки вернут покупателя. Сейчас спрос чуть «припал», но тенденция по набору покупателей продолжается.  Недавно мы посетили в составе калининградской делегации выставку в Москве и получили огромный интерес со стороны российских регионов, но пока я не очень хотел бы отправлять этот товар туда. Я бы хотел, чтобы жители Калининградской области по достоинству его оценили и им бы хватило того сока, который мы в этом году выдадим.


― Но пока хватает?


― Мы планировали до конца года произвести 50 тысяч литров. Это был стартовый объём, запланированный коммерческим отделом. Сейчас эту цифру коммерсанты поменяли уже на 300 тысяч, потому что спрос большой.


― А из других каких-то местных фруктов, ягод не планируете сок производить?


― Планируем, но он будет смешанным. Мы планируем к выпуску яблочно-грушевый, яблочно-морковный сок. И будут, я думаю, яблочно-клюквенный, брусничный и так далее.


― Когда вы планируете реализовывать эти проекты?


― Все соки в разработке. Как только будут закончены все испытания и агрофабрика даст гарантию на качество сока, он сразу появится.

О спросе на продукцию и конкуренции с соседними государствами


― У вас ещё есть такая услуга, как доставка продукции на дом. Как часто калининградцы заказывают себе продукты?


― Да, это новый проект. Мы запустили его в середине лета. У него очень простая функция: мы доставляем на дом жителям области свою продукцию, ничего не беря за доставку, но продаём по ценам торговых сетей. Поэтому там динамика к росту огромная. То есть мы наблюдаем рост и количества потребителей, и количества повторных заказов, и рост среднего чека. Мне очень приятно осознавать, что эта услуга пользуется спросом. Для себя мы пока думаем, что это тестовый вариант, и продолжаем шлифовать процессы, хотим довести их до совершенства.


― Какой сейчас средний чек по этой услуге?


― В районе пятисот рублей.


― Что больше всего пользуется спросом?


― Там сезонный спрос. До открытия соковой линии люди покупали очень много арбузов. После арбузов была дыня, после дыни ― сок, после сока, сейчас, мы наблюдаем спрос на хурму, потом он будет на цитрусовые. Спрашивают то, что в этот момент является локомотивом торговли.


― То есть всё-таки больше на фрукты спрос, или овощи тоже заказывают?


― Там спрос распределяется. Всегда есть то, что продаётся лучше. В принципе покупают всё.


― А вот очищенные и нарезанные овощи часто заказывают?


― Да, этой идее уже два года. Мы вначале предложили жителям Калининградской области просто очищенные и нарезанные, но сырые овощи, потом доработали технологию и сейчас предлагаем овощи, приготовленные на пару. На них написано, что они варёные, ― реально они приготовлены на пару. Они готовятся в собственном соку, то есть без потери витаминов и полезных веществ. Этот рынок растёт.
Я думаю, что занятые бизнес-леди и просто молодые семьи по достоинству могут оценить это предложение. Мы постоянно проводим тестирование продукции внутри компании и знаем, что по вкусу в принципе такое дома сделать нельзя. Так приготовить продукт можно только в пароварках или в русских печах.


― Вы поставляете эту продукцию только на дом или в сети тоже?


― Она есть везде, нашими клиентами является и очень большое количество точек питания. Ну а в сетях можно купить индивидуальную упаковку уже для личного потребления.


― Как вы планируете расширять ассортимент? Можете конкретизировать планы?


― У нас есть несколько проектов, которые находятся в разработке. Я думаю, что пока о них рано говорить. Речь будет идти о более глубокой переработке продуктов. Есть мысли о салатной линии. Не хотел бы забегать вперёд, но расширение ассортимента планируется.


― У нас недавно сменился министр сельского хозяйства. Вы уже как-то наладили сотрудничество?


― Да, 25 сентября заступил на пост новый министр ― Лютаревич Сергей Николаевич. Мы уже познакомились, он посетил наше предприятие, остался доволен. Мы сделали ему экскурсию по фабрике, его всё устроило. Он возглавлял калининградскую делегацию на выставке «Золотая осень» в Москве, на которой мы присутствовали. Мы уже познакомились, и мне очень нравится, что он поставил перед собой и своим министерством очень амбициозные планы. Уверен, что он многого достигнет.


― Он сказал, что в ближайшие несколько лет планируется полностью импортозаместить сельхозпродукцию в Калининградской области. Как вы считаете, вообще реализуемы эти планы?


― Да, я уверен, что этот проект реализуем. Эта задача была поставлена несколько лет назад губернатором, и уже в этом году по картофелю область себя закроет полностью. Я думаю, что в ближайшие несколько лет по основным товарным позициям область себя закроет.


― А как вы оцениваете развитие сельского хозяйства у нас в регионе в последние пять лет?


― Я вижу через участников ассоциации, через их урожай, технологическое оснащение, что развитие сельского хозяйства в Калининградской области идёт если не лавинообразно, то очень высокими темпами. Всё меняется очень динамично. Фермеры ― молодцы.

Конечно, банковский кризис ограничил доступ к финансовым ресурсам, и это накладывает замедляющее действие на темпы роста. Но думаю, что местные товаропроизводители в скором времени по качеству производства сельхозпродукции догонят и, может, обгонят наших ближайших соседей.


― Вы считаете, мы можем конкурировать с Литвой и Польшей?


― Я уверен. Там те же люди. Там нет ничего такого, что помешало бы нашим фермерам достичь их уровня.


― А климат у нас может сравниться с польским, например?


― У нас прекрасный климат, прекрасная земля. У нас всё получится.


Дата публикации: 22.10.2015

Источник: Елена Калугина, Калининград.Ru