— Почему, на ваш взгляд, произошло снижение объема инвестиций в малый и средний бизнес в регионе?
— Причин, по сути, две: снижение покупательской способности населения и отсутствие свободных средств. Давайте посмотрим, что такое инвестиции: это когда бизнес берет деньги, свои или чужие, и вкладывает их в надежде получить больше, чем вложил. Это зарабатывание дополнительного капитала. Когда можно зарабатывать? Когда есть идея и есть где ее реализовать. Если рынок просел, люди перестают приобретать услуги и товары. И соответственно, поле деятельности бизнеса сужается. У людей снизились доходы — значит, снизились и инвестиции бизнеса. Теперь о второй причине: инвестиции — это деньги, и часто привлеченные. Еще недавно банки просто прекратили выдачу средств, даже под высокие проценты. Реально получить финансирование было очень сложно. Только сейчас банки начинают наращивать работу с клиентами.
— Ситуация с инвестиционной активностью улучшается?
— Жизнь сама по себе не терпит стагнации, она все равно развивается, даже в самых тяжелых условиях. И сейчас мы все приспособились. Курс стабилизировался, доступ к ресурсам открылся, банки начали давать деньги. Первое условие для инвестиций уже есть — это средства. Что касается покупательской способности населения — люди увидели, что хуже уже не становится, немного привыкли к общей экономической ситуации. И требование в товарах и услугах снова проявилось.
Но для бизнеса очень важно понимание, что будет завтра. Важна стабильность. Если она есть, появляются длинные инвестиционные проекты, со сроком окупаемости в несколько лет. То, что сейчас происходит на уровне обновленного правительства Калининградской области, очень воодушевляет. Я вижу, что наша власть пытается выстроить единые удобные правила и по ним работать. И скажу уже от себя — ощущается желание наведения порядка. Я не раз говорил: если ты решил лететь на Марс, то нужно быть уверенным, что тебя не заставят залетать на Юпитер или на Луну на дозаправку. Сейчас цель обозначена, вехи тоже расставлены. Уже не страшно садиться в этот корабль. Мы видим желание и возможности молодого губернатора решать вопросы, выводить их на уровень федерального правительства. И это вселяет определенный оптимизм. Бизнесу проще вкладываться, даже не на той маржинальности, как раньше.
— После введения контрсанкций в 2014 году ваша компания, как и многие российские производители, оказалась в непростой ситуации. Изменился маршрут поставок овощей и фруктов, в итоге сократился ассортимент. Вы можете сказать, что пережили эту ситуацию?
— Когда были приняты российские антисанкции, нам пришлось поменять логистику поставок практически на 100 процентов. Однозначно это привело к сужению ассортимента. И нужно было в кратчайшие сроки реализовать поставку необходимых области продуктов. Но понемногу наши специалисты разрабатывали все больше вариантов, находили все больше партнеров, ассортимент стал восстанавливаться. Если для нас раньше были понятны рынки только Западной и Центральной Европы, то сегодня мы прекрасно взаимодействуем и с Африкой, и с Латинской Америкой, и с Азией. Также многое поступает из Египта, Израиля, Марокко — в частности, картофель, помидоры. Мы освоили поставки из Казахстана, Ирана. Из Латинской Америки завозим бананы, там находятся их основные производители. И я думаю, предприятия отрасли, и наша компания в частности, сделали многое, чтобы область не чувствовала себя обделенной. Безусловно, это был определенный вызов внешней среды. Но наш лозунг — «Если делать, то делать хорошо». И специалисты нашего коммерческого департамента с этим справились.
— Тогда многие не верили в калининградские фрукты. В какой стадии находится ваш относительно новый проект по производству соков из местных яблок? Появились ли постоянные местные поставщики яблок, гарантирующие бесперебойное производство и фиксированные объемы?
— Сегодня для производства яблочного сока мы используем калининградское яблоко, которое скупаем у населения. И у нас есть большие надежды на те яблочные сады, которые сейчас развиваются. Сказать, что массово пошла продукция, пока нельзя, еще очень рано. Но садов заложено много, и продукции с них мы ожидаем частично в этом году. Рынок покажет, на самом деле, что удастся сделать сельхозпроизводителям. У участников нашей ассоциации есть яблочные сады. Один из них я посещал недавно, это наши партнеры, КФК «Калина» — у них изумительный сад, прекрасное отношение. Я уже видел яблоки на деревьях и с нетерпением жду урожая.
— То есть можно верить в калининградское яблоко?
— Безусловно, конкурировать с поляками сложно — они производством овощей и фруктов занимаются десятилетиями, накопили огромное количество опыта, решили инфраструктурные задачи, подготовили хранилища, создали свои питомники, проводят большую селекционную работу, агрозащиту садов. И я знаю, что сегодня и на калининградском рынке присутствуют хозяйства, в которые вложились поляки. Они готовы делиться опытом с местными производителями. Но я могу сказать: у нас прекрасные производители в Калининградской области, они гигантскими темпами нагоняют поляков. И сок из калининградских яблок очень популярен. В прошлом году мы реализовали 300 тысяч литров только в Калининграде. В этом году планируем сделать 1 миллион с небольшим. Сейчас калининградский сок вышел на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. И мы обратили внимание, что эта натуральная кислинка, особенность нашего сока, многим нравится, мы получаем постоянных покупателей именно благодаря ей. У нас рецепт простой — мы ничего не добавляем в сок, там нет ничего — ни воды, ни сахара.
Кроме того, соки у нас производятся также и из ягод. Сегодня ягода к нам поступает из других российских регионов в мороженном виде — только натуральная, никаких концентратов, никаких сиропов не используется. Это черная смородина, клюква, брусника, черника. И я хочу сказать, что сегодня очень много молодых фермеров и в Калининградской области, которые занимаются выращиванием ягод.
— Вы одни из первых в регионе начали реализовывать доставку овощей и фруктов населению на дом. Вырос ли спрос на эту услугу? Вырос ли средний чек по сравнению с 2015 годом?
— Да, это наш проект «Натурово-Экспресс». И мне приятно добавить, что это первый бизнес-проект моего старшего сына. Изначально мы не ставили целью получить большой средний чек. Сначала этот проект вообще был больше похож на хобби. Мы его предложили на реализацию Балтийскому деловому клубу, он поддерживает студенческий конкурс «Формула успеха». Группа студентов его реализовала, с этим проектом они заняли на конкурсе первое место. И мы приняли решение, что проекту быть. Сейчас «Натурово-Экспресс» два года, и полтора из них мы оценивали, нужен ли этот проект городу. И мы получили ответ — калининградцы с благодарностью его воспринимают. Мы начали заниматься им профессионально. Сейчас разрабатывается новое программное обеспечение, на выходе новый интернет-магазин, мы по-другому отнеслись к подбору персонала, совсем по-другому формируется транспорт, организуется складская и транспортная логистика — все делается заново. Проект начал разрастаться, и сейчас мы имеем несколько тысяч калининградцев, которые пользуются доставкой на постоянной основе. Я думаю, что в ближайшее время проект вырастет еще. Что касается среднего чека, мы добавили новые продукты — воду, хлеб, в ближайшее время мы добавим молочные продукты. И за счет этого поменяется и средний чек. А сейчас у нас появился новый вид доставки, по Ленинградскому району — доставка на велосипедах. Велосипедист везет заказ на специально подготовленной тележке, которая обеспечивает сохранность товара. И нам очень нравится, что это экологичная доставка.
— Что чаще всего заказывают калининградцы?
— Что касается предпочтений, то мы обратили внимание, что они зависят от районов города. Мы не ожидали этого. Например, фрукты больше заказывает Центральный район. Балтийский и Московский — овощи. Есть определенный сегмент населения, который заказывает подготовленные овощи, вареные. Возможно, это связано с социальной распределенностью людей, я не знаю.
— Какие программы поддержки сельского хозяйства в регионе лично вы считаете успешными и результативными?
— Многие из программ — это и грантовая поддержка, и погектарная — сделали свое дело. Очень сильно помогла поддержка строительства инфраструктурных объектов. Не так давно было декларировано об отмене утилизационного сбора, он сильно ударил по программе модернизации местных фермеров. После последнего агросовета принято решение больше усилий вложить в мелиорацию, это общая проблема для всех сельхозпроизводителей. Я считаю, что сегодня достаточно мер поддержки, в том числе и молодых фермеров, о чем говорят положительные отклики на действия правительства. Большинство начинающих фермеров сегодня получают грантовую поддержку, потому что денег пока хватает. И мы надеемся, что и в будущем нас ждут новые положительные изменения. Сейчас мы имеем постоянный прирост местной продукции на рынке региона. Доля калининградской продукции растет по всем категориям. Картофель почти полностью заменен местным, за исключением осенне-летнего переходного периода. Так что могу сказать, что сегодня фермерство развивается. Мы всех приглашаем вступить в члены ассоциации, будем оказывать защиту и поддержку и помогать с реализацией продукции.
Дата публикации: 19.07.2017
Источник: РБК+
Фото: РБК+